Меню сайта

МАУДО «Детская
школа искусств № 5
им. В.С. Белякова»
г. Вологды

Родителям

Советы родителям по организации домашних занятий детей

Поступление ребенка в музыкальную школу является важным событием как для него самого, так и для родителей. Постигать азы музыкального искусства – нелегкая задача. И естественно, что помощь родителей здесь немаловажна, даже первостепенна. На начальном этапе обучения необходимо выработать у ребенка усидчивость, увлечь его занятиями. Ниже мы приводим некоторые рекомендации по организации домашних занятий детей:

1. Занятия должны быть регулярными. Чтобы стать настоящим музыкантом, надо много трудиться. Конечно, для детей противопоказаны большие нагрузки. Но даже 20-30 минут занятий каждый день имеют большую пользу.

2. Нельзя заставлять ребенка садиться заниматься сразу после школы. Перед занятиями он должен отдохнуть и поесть.

3. Занятия не должны быть продолжительными. Можно делать небольшие перерывы, менять вид деятельности.

4. Родители должны следить за качеством занятий. Ребенок не должен отвлекаться, баловаться; очень важно, чтобы занятия были плодотворными.

5. Большое значение имеет хороший инструмент. Он обязательно должен быть настроен, чтобы занятия были качественными.

6. Следите за осанкой ребенка во время занятий, ни в коем случае он не должен горбиться. Для занятий на фортепиано обязательно сделайте подставку на стул и подставку для ног. Если ребенок занимается на каком-либо другом инструменте, приобретите ему хороший пульт.

7. Следите за его успеваемостью, постоянно проверяйте оценки в дневнике.

8. Не забывайте похвалить ребенка, внимательно послушать произведения, которые он исполняет. Ребенок должен постоянно ощущать вашу любовь и поддержку.

"Мама (или папа)... Я не хочу сегодня заниматься музыкой!"

Наверняка все родители, у которых есть дети, занимающиеся музыкой, рано или поздно слышат нечто подобное. Нас часто спрашивают ученики и их родители: а у Вас были такие проблемы, когда Вы росли? Или же: а как мы заставляем заниматься своих собственных детей. Хорошие и плохие новости. Хорошие новости - то, что Вы не одиноки, и совершенно нормально для детей временами не хотеть заниматься. Практика – неотъемлемая часть обучения игре на любом инструмента. И вот вам плохая весть - её не избежать. Последовательность - ключ к проблеме!

Несколько советов, как не дать Вашему ребенку бездельничать.

  • Вместо того чтобы устанавливать сроки, поставьте цель, не связанную со временем. Например, вместо требования заниматься 30 минут в день, скажите: "сегодняшняя цель - правильно сыграть эти две строчки". Как только Ваш ребенок сможет правильно и выразительно сыграть указанный фрагмент - занятия на этот день будут закончены. Если пойти таким путем, Ваш ребенок сосредоточится на совершенствовании своей игры, и будет меньше смотреть на часы. Нужно придерживаться в обучении принципа "делать правильно независимо от того, сколько времени и сил это потребует".
  • Другая уловка : начинаем с очень медленного темпа, и постепенно, шаг за шагом, увеличиваем его. При использовании этих методов большинство учеников в состоянии разобраться во всем за отведенное для занятия время – они сосредоточиваются, и добиться правильного результата для них становится своеобразной игрой.
  • Постарайтесь создать музыкальную атмосферу у себя в семье. Найдите друзей, у которых тоже есть дети, играющие на каком-либо инструменте, и загляните к ним во время занятий. Ненароком отметьте, что и другие дети тоже занимаются музыкой. Таким образом, Вы покажете ребенку, что он не одинок в своих занятиях. Это хороший пример, ведь тем же самым занимается его ровесник!
  • Сделайте занятия музыкой частью распорядка дня. Лучше всего, если Ваш ребенок будет заниматься каждый день в одно и то же время, к примеру, после обеда или перед сном.
  • Постарайтесь поместить инструмент в той части дома, где ничто не отвлекает от занятий. Бывает, во время занятий родители смотрят телевизор прямо тут же, рядом. Конечно же, это не позволит ученику сосредоточиться на занятии.
  • Используйте игру "3 раза подряд". Я постоянно применяю ее со своими учениками. Они переходят к следующему фрагменту, только если смогут правильно сыграть предыдущий фрагмент 3 раза подряд. Время от времени они сбиваются, но своеобразный азарт побуждает их продолжать.
  • Для детей с проблемами внимания, возможно, стоит разделить работу на две коротких периода. Вместо того чтобы надолго усаживать Вашего ребенка, поставив перед ним сразу несколько задач, разделите занятие на две части. Как вариант - первая часть перед обедом, вторая - перед сном. Таким образом, Ваш ребенок не переутомится.
  • В процессе занятий разбивайте произведение на маленькие фрагменты. Не стремитесь непременно изучать его с начала и до конца. Ваш ребенок должен быть в состоянии определить проблемные фрагменты в музыке и сосредоточиться именно на них. Длина произведения в этом случае не имеет значения. У меня даже самые новички в своих двух строчках отмечают самый трудный фрагмент. Это очень хорошая привычка. Иными словами, те, кто отрабатывает произведение сразу от начала и до конца, будут всегда запинаться в одних и тех же проблемных местах.
  • Похвалите своего ребенка за хорошее занятие, а не за хорошее исполнение. Если он/она хорошо занимался, отметьте его за достигнутую "цель недели". Нужно почувствовать вкус успеха, чтобы захотеть трудиться для него. Цель для большинства учащихся - получить удовольствие от конечного результата, разученной музыкальной пьесы, и своего достижения - хорошего ее исполнения. Испытать волнующее чувство от своей способности погрузиться в музыкальную пьесу и ее исполнение на музыкальном инструменте. И чтобы достигнуть этой вдохновляющей цели, постараться приходится музыкантам любого уровня.

Мы надеемся, что изложенные советы помогут Вашему маленькому ученику в его путешествии по миру музыки.

Вы всегда хотели, чтобы Ваш ребенок занимался музыкой! Иначе, зачем бы Вам читать эти слова? Музыка – универсальный язык эмоций, золотой ключ к человеческому сердцу. Скажите себе правду – Вы всегда мечтали увидеть своего ребенка играющим на фортепиано, завораживающим людей звуками своего голоса, легко перебирающим струны гитары. Теперь Ваши желания могут осуществиться сейчас и здесь! Желаем Вам и Вашему ребенку приятного и радостного обучения в нашей Детской школе искусств №5! Пусть она откроет Вашему ребенку вход в мир музыкальной цивилизации и станет для него ступенью на пути к признанию.

 

Музыкальная школа. Зачем это вам?
Насколько необходима вашему ребёнку музыкальная школа?

 


Обучение музыке испокон веку считалось самым дорогим и элитным видом образования: во-первых, это всегда индивидуальное обучение, во-вторых, сам предмет изучения тонкий, изысканный, требует наличия у человека особых данных, в некотором роде богоизбранности. Такое образование получали потомки правителей, дети аристократов, дворян. В дореволюционной России это образование являлось необходимым атрибутом воспитания в культурной среде общества.

Безусловно, история знала и бедных уличных музыкантов из низшего сословия, но в любом случае, для такого рода деятельности всегда требовалось наличие «дара Божьего», выделявшего этих людей из окружения себе подобных.

Во время игры на музыкальном инструменте мозг сталкивается с непривычной для него активностью обеих полушарий (исследования учёных Университета Вандербилта). Соответственно, IQ у музыкантов как правило бывает выше, чем у тех, кто не получил музыкальное образование. Данный феномен привлёк внимание учёных и, в результате экспериментов, выяснилось, что мозг детей, занимавшихся музыкой, приобретает интересные особенности даже на физическом уровне.

Исследования нейробиологов и физиологов (медицинская школа Гарварда) подтвердили, что у детей, которые занимались на музыкальных инструментах в течение 15 месяцев более 2,5 часов в неделю, объём мозолистого тела головного мозга увеличился на 25%. В то время как мозг остальных детей, которые были лишены музыкальных занятий, никаких изменений не претерпел.

Более того, по утверждению учёных из университета Канзаса (США), занятия музыкой помогает создать альтернативные нейронные связи в мозге, которые способны компенсировать возрастное ухудшение познавательных функций.

Как вам такие выводы? По-моему, это очень круто! Однако у нас, преподавателей музыки, эти подтверждения не вызывают особого удивления. Мы и без экспериментов учёных знали это всю жизнь.

Только представьте себе,что ваш ребёнок во время исполнения музыкального произведения должен успеть:

  • правильно прочитать все ноты, причём в двух ключах одновременно, то есть одно и то же изображение нот для правой и левой руки будет обозначать абсолютно разные клавиши;
  • правильно расшифровать ритмический рисунок;
  • каждую клавишу взять именно тем пальцем, который указан в нотах, без выполнения этого требования ничего не получится;
  • воспроизвести все динамические оттенки (тише - громче);
  • выполнить точно все указанные штрихи (способы артикуляции);
  • не забыть в нужных местах сделать небольшие отклонения от метро-ритма, чтобы исполнение носило характер естественной импровизации;
  • при этом чисто педализировать правой, а там, где это необходимо, добавлять краску левой педалью;
  • справиться со всеми техническими трудностями и добиться нужного темпа;
  • успевать вспоминать текст в этом выбранном темпе с необходимой скоростью, чтобы не возникало остановок и запинок во время игры (высокая концентрация внимания);
  • максимум технических задач перевести в автоматический режим, чтобы во время исполнения целиком погрузиться в музыку, создавая художественный образ. Суметь выразить эпоху и стиль исполняемой музыки.


И это ещё не полный список задач, которые стоят перед исполнителем.

Как думаете, какими способностями и навыками должен обладать человек, чтобы успешно со всем этим справляться? Меня всегда удивляет и радует тот факт, что находятся дети, обладающие полным комплектом всех этих данных: ведь если из цепочки выпадает хотя бы одно звено – она просто разорвётся.

Занятие музыкой воспитывает такие свойства личности, как трудоспособность, силу воли, способность к длительной концентрации внимания, творческое мышление, высокую скорость реакции, развитую эмоциональную сферу, красивую речь, координацию, логику, значительный объём памяти, да всего и не перечислить…

Все эти качества позволят вашему ребёнку, чем бы он ни занимался в дальнейшем, выгодно отличаться от своего окружения и достигать значительно больших результатов в любой выбранной сфере деятельности.
Возможно, у кого-то возникнут возражения типа «потерянного детства», но любой разумный учитель музыки обязательно «пропишет» вашему ребёнку какой-либо вид двигательной активности для компенсации многочасовых сидений за инструментом. Так что детская беготня и игры в футбол не отменяются, а гармонично вписываются в тщательно продуманный распорядок дня ребёнка.

Мне остаётся только пожалеть, что ни одна страна в мире не в состоянии позволить себе такой роскоши, как обязательное начальное музыкальное образование для всех детей. Слишком дорогое удовольствие. Поэтому и остаётся оно уделом избранных. Оно для тех детей, у которых родители реально заботятся об их будущем и готовы прилагать к этому личные усилия.

Автор - Татьяна Зильберт

 

До, ре, ми... ЗА! Шесть доводов «за» музыкальную школу



Откуда она взялась — эта традиция отдавать ребёнка в музыкальную школу?
Корни её уходят в античность, когда наши далёкие предки стремились развивать молодёжь интеллектуально и физически, прививать чадам не только логику, но и чувство прекрасного.

В дореволюционной России музыкой занимались все молодые аристократы и даже дети из менее знатных сословий: купцы и помещики, военные и обыкновенный люд. Спад популярности музыкальных школ и «надомных» учителей пришёлся на 90-е: тогда газеты пестрели объявлениями о продаже и безвозмездной передаче пианино за самовывоз.

Мало кто занимался музыкой из детей лихих 90-х, но сегодня, когда благосостояние россиян стало расти, музыкальные школы и частные репетиторы снова начали пользоваться спросом.

Но имеют ли занятия музыкой какой-то смысл помимо чисто созерцательного, помимо прививания детям любви к прекрасному? Давайте разберёмся, что говорят по этому поводу специалисты.

Музыка способствует развитию мозга

Татьяна Черниговская, известный петербургский нейролингвист и физиолог, утверждает, что занятия музыкой способствуют ускоренному развитию мозга. Это не имеет отношения к стереотипу, что ребёнок из хорошей семьи непременно должен играть на фортепьяно, и никак не связано с уровнем интеллигентности и интеллектуальности. Это — научный факт: во время занятий музыкой мозг учится воспринимать сложные ритмы и улавливать малейшую разницу между звуками, что улучшает качество нейронной связи. Разум становится гибче и пластичнее, причём эффект от детских занятий музыкой сохраняется до глубокой старости. Кроме того, натренированный музыкой мозг лучше усваивает устную речь, что положительно сказывается на изучении иностранных языков.

Музыка помогает «справиться» с точными науками

Казалось бы, какая может быть связь между «тонкими» материями музыкального искусства и строгой математикой? Всё дело в том, что в музыкальной школе ребёнок приучается читать ноты, причём одновременно «работая» руками или ногами. В книге Дины Кирнарской «Музыкальные способности» утверждается, что исполнение незнакомой мелодии с листа — один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует не только идеального знания нот, но и умения «заглянуть» вперёд и запомнить увиденное. Музыкальный навык, приучающий ребёнка к многозадачности, впоследствии очень помогает при изучении точных наук, требующих сопоставления, анализа и сравнения. Недаром многие известные математики и физики были ещё и талантливыми музыкантами.

Музыка развивает пространственное мышление

Что такое игра на музыкальном инструменте? Это совокупность интеллектуальной и физической деятельности: музыкант должен не только знать, куда нажать или поставить руку, но и держать в голове весь лист с нотами. Неважно, какой инструмент изберёт для себя ребёнок, будет это оригинальная укулеле или фундаментальное фортепиано, — каждый из них требует впечатляющего пространственного мышления, которое эффективно развивается регулярными тренировками.

Музыка помогает учиться лучше

Недавнее исследование Детского госпиталя Бостона доказало: занятия музыкой позволяют детям куда быстрее и качественнее справляться с тестами, потому что учат беспроблемно переключать внимание с одной задачи на другую. А в журнале Nature Reviews Neuroscience была опубликована статья, в которой учёным удалось доказать положительное влияние музицирования на СВДГ и дислексию. Обучение музыке помогает ребёнку лучше воспринимать речь и как следствие — эффективнее фокусироваться на лекциях учителя. Что уж говорить о том, что наличие музыкального слуха способствует более быстрому освоению иностранных языков.

Музыка способствует развитию эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект, EQ, — это способность понимать, слушать и слышать, улавливать настроение собеседника. Здесь всё вполне логично: «подкованные» в музыкальном плане люди гораздо более чутко примечают любые изменения в голосе других людей. Вместе с музыкальными инструментами дети учатся «настраивать» собственную чуткость, а ведь EQ значит для счастья человека намного больше, чем известный всем нам IQ.

Музыка учит дисциплине

Тут даже разъяснять ничего не нужно: занятия музыкой учат усидчивости, старательности, выносливости и многозадачности. Ребёнок, посещающий музыкальную школу, будет ответственнее подходить и к изучению других предметов, и к своим домашним обязанностям, и — в будущем — к работе.

Иными словами, музыка — это очень хорошо. И всё же плюсы музыкальной школы — вовсе не повод принуждать ребёнка к занятиям на пианино или иных музыкальных инструментах. Любовь к музыке должна идти из семьи, и тогда рано или поздно Ваши дети сами потянутся к инструменту, сами попросят Вас отвести их в музыкальную школу.

Не поленитесь найти хорошего преподавателя или предварительно «разведать» обстановку в музыкальной школе, переговорить с педагогами и директором, почитать отзывы в интернете. А если случится так, что Ваш ребёнок вдруг потеряет интерес к музыке, не заставляйте его «из-под палки», а просто выясните причину.

Слушайте хорошую музыку, любите классику, посещайте филармонию и прививайте любовь к прекрасному своим детям. И поверьте: в будущем они скажут Вам за это огромное «спасибо».

----------------------------------------------
Источник:gnk- shop. ru