Обучающимся

 

Советы родителям по организации домашних занятий детей

 

Поступление ребенка в музыкальную школу является важным событием как для него самого, так и для родителей. Постигать азы музыкального искусства – нелегкая задача. И естественно, что помощь родителей здесь немаловажна, даже первостепенна. На начальном этапе обучения необходимо выработать у ребенка усидчивость, увлечь его занятиями. Ниже мы приводим некоторые рекомендации по организации домашних занятий детей:

1. Занятия должны быть регулярными. Чтобы стать настоящим музыкантом, надо много трудиться. Конечно, для детей противопоказаны большие нагрузки. Но даже 20-30 минут занятий каждый день имеют большую пользу.

2. Нельзя заставлять ребенка садиться заниматься сразу после школы. Перед занятиями он должен отдохнуть и поесть.

3. Занятия не должны быть продолжительными. Можно делать небольшие перерывы, менять вид деятельности.

4. Родители должны следить за качеством занятий. Ребенок не должен отвлекаться, баловаться; очень важно, чтобы занятия были плодотворными.

5. Большое значение имеет хороший инструмент. Он обязательно должен быть настроен, чтобы занятия были качественными.

6. Следите за осанкой ребенка во время занятий, ни в коем случае он не должен горбиться. Для занятий на фортепиано обязательно сделайте подставку на стул и подставку для ног. Если ребенок занимается на каком-либо другом инструменте, приобретите ему хороший пульт.

7. Следите за его успеваемостью, постоянно проверяйте оценки в дневнике.

8. Не забывайте похвалить ребенка, внимательно послушать произведения, которые он исполняет. Ребенок должен постоянно ощущать вашу любовь и поддержку.

"Мама (или папа)... Я не хочу сегодня заниматься музыкой!"

Наверняка все родители, у которых есть дети, занимающиеся музыкой, рано или поздно слышат нечто подобное. Меня часто спрашивают ученики и их родители: а у Вас были такие проблемы, когда Вы росли? Или же: а как я заставляю заниматься своих собственных детей. Хорошие и плохие новости. Хорошие новости - то, что Вы не одиноки, и совершенно нормально для детей временами не хотеть заниматься. Практика – неотъемлемая часть обучения игре на любом инструмента. И вот вам плохая весть - её не избежать.Последовательность - ключ к проблеме!

Несколько советов, как не дать Вашему ребенку бездельничать.

Вместо того чтобы устанавливать сроки, поставьте цель, не связанную со временем. Например, вместо требования заниматься 30 минут в день, скажите: "сегодняшняя цель - правильно сыграть эти две строчки". Как только Ваш ребенок сможет правильно и выразительно сыграть указанный фрагмент - занятия на этот день будут закончены. Если пойти таким путем, Ваш ребенок сосредоточится на совершенствовании своей игры, и будет меньше смотреть на часы. Нужно придерживаться в обучении принципа "делать правильно независимо от того, сколько времени и сил это потребует".

Другая уловка : начинаем с очень медленного темпа, и постепенно, шаг за шагом, увеличиваем его. При использовании этих методов большинство учеников в состоянии разобраться во всем за отведенное для занятия время – они сосредотачиваются, и добиться правильного результата для них становится своеобразной игрой.

Постарайтесь создать музыкальную атмосферу у себя в семье. Найдите друзей, у которых тоже есть дети, играющие на каком-либо инструменте, и загляните к ним во время занятий. Ненароком отметьте, что и другие дети тоже занимаются музыкой.

Таким образом, Вы покажете ребенку, что он не одинок в своих занятиях. Это хороший пример, ведь тем же самым занимается его ровесник!

Сделайте занятия музыкой частью распорядка дня. Лучше всего, если Ваш ребенок будет заниматься каждый день в одно и то же время, к примеру, после обеда или перед сном.

Постарайтесь поместить инструмент в той части дома, где ничто не отвлекает от занятий. Бывает, во время занятий родители смотрят телевизор прямо тут же, рядом.

Конечно же, это не позволит ученику сосредоточиться на занятии.

Используйте игру "3 раза подряд". Я постоянно применяю ее со своими учениками.

Они переходят к следующему фрагменту, только если смогут правильно сыграть предыдущий фрагмент 3 раза подряд. Время от времени они сбиваются, но своеобразный азарт побуждает их продолжать.

Для детей с проблемами внимания, возможно, стоит разделить работу на две коротких периода. Вместо того чтобы надолго усаживать Вашего ребенка, поставив перед ним сразу несколько задач, разделите занятие на две части. Как вариант - первая часть перед обедом, вторая - перед сном. Таким образом, Ваш ребенок не переутомится.

В процессе занятий разбивайте произведение на маленькие фрагменты. Не стремитесь непременно изучать его с начала и до конца. Ваш ребенок должен быть в состоянии определить проблемные фрагменты в музыке и сосредоточиться именно на них. Длина произведения в этом случае не имеет значения. У меня даже самые новички в своих двух строчках отмечают самый трудный фрагмент. Это очень хорошая привычка. Иными словами, те, кто отрабатывает произведение сразу от начала и до конца, будут всегда запинаться в одних и тех же проблемных местах.

Похвалите своего ребенка за хорошее занятие, а не за хорошее исполнение. Если он/она хорошо занимался, отметьте его за достигнутую "цель недели". Нужно почувствовать вкус успеха, чтобы захотеть трудиться для него.

Цель для большинства учащихся - получить удовольствие от конечного результата, разученной музыкальной пьесы, и своего достижения - хорошего ее исполнения.

Испытать волнующее чувство от своей способности погрузиться в музыкальную пьесу и ее исполнение на музыкальном инструменте. И чтобы достигнуть этой вдохновляющей цели, постараться приходится музыкантам любого уровня.

Я надеюсь, что изложенные советы помогут Вашему маленькому ученику в его путешествии по миру музыки.

Вы всегда хотели, чтобы Ваш ребенок занимался музыкой! Иначе, зачем бы Вам читать эти слова? Музыка – универсальный язык эмоций, золотой ключ к человеческому сердцу. Скажите себе правду – Вы всегда мечтали увидеть своего ребенка играющим на фортепиано, завораживающим людей звуками своего голоса, легко перебирающим струны гитары. Теперь Ваши желания могут осуществиться сейчас и здесь! Желаем Вам и Вашему ребенку приятного и радостного обучения в нашей Детской школе искусств № 5! Пусть она откроет Вашему ребенку вход в мир музыкальной цивилизации и станет для него ступенью на пути к признанию.

 

 

Жизненные правила для музыкантов

1. Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка, – прислушайся, какие звуки они издают. 
2. Играй прилежно гаммы и другие упражнения для пальцев.
3. Никогда не бренчи на инструменте! Всегда со свежим чувством играй вещь до конца, никогда не бросай на половине.
4. Добивайся того, чтобы играть легкие вещи правильно и хорошо; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.
5. Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также и напевать ее для себя без инструмента. Развивай свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию произведения, но и относящуюся к ней гармонию.
6. Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами.
7. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.
8. Играй всегда так, как если бы тебя слушал мастер.
9. Никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре – в дуэтах, трио и т.д. Почаще аккомпанируй певцам.
10. Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его лучшим, единственным. Помни, что существуют и другие, притом столь же прекрасные.
11. Играй усердно фуги больших мастеров и, прежде всего, И.С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.
12. Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность.
13. Не упускай никогда случая послушать хорошую оперу.
14. Начиная сочинять, проделай все мысленно. Только когда вещь совершенно готова, попробуй сыграть ее на инструменте.
15. Прилежанием и настойчивостью ты всегда достигнешь более высокого.

                                                                                                                                                                                                 Р. Шуман